Комплексные поставки металлопроката
Адрес:
620137, г. Екатеринбург, ул. Сулимова, дом 26, офис 10, 4 этаж

Наш склад: г. Екатеринбург, Новосвердловская ТЭЦ промзона, 2
Главная \ Новости \ Российский и мировой рынок стали. Глухое болото

Российский и мировой рынок стали. Глухое болото

« Назад

Российский и мировой рынок стали. Глухое болото 02.04.2019 11:56

В прошедшую неделю обстановка на российском и мировом рынке стали производила впечатление глухого застойного болота. Идти по нему в каком-либо направлении очень тяжело — трясина не пускает. И стоять на месте нельзя — затягивает. События, которые еще недавно неслись во весь опор, снова замедлились.

Цены на стальную продукцию в последнее время меняются мало — что в России, что за рубежом. Российские металлургические компании заявили о повышении котировок на сортовой и листовой прокат в апреле, хотя текущая ситуация не благоприятствует росту и может завершиться понижательной коррекцией по майским контрактам. На экспорте стоимость отечественной стальной продукции практически стабилизировалась, рассчитывать на существенный подъем в обозримом будущем сложно — сохранить бы то, что есть. Но и внутри страны спрос, по крайней мере, на споте остается слабым. Каких-либо изменений к лучшему не видно, а большинство участников рынка их и не ожидают.

Мир, по-видимому, постепенно вкатывается в новый экономический спад. О наличии нарастающих проблем приходится сообщать даже американцам, которые весь прошлый год радовали своей бодрой статистикой. Однако на текущий год уже прогнозируется снижение темпов роста. Федеральная резервная система недавно отказалась от ранее анонсированного повышения базовой ставки, признав, что наступает время не сдерживать инфляцию, а снова поддерживать экономику. Под влиянием этих сведений подешевел доллар, в том числе, к рублю, а цены на нефть понемногу прибавляют и уже приблизились к отметке $70 за баррель.

Такая же сложная обстановка наблюдается сейчас в Китае. Национальный рынок стали практически не отреагировал на правительственные инициативы, озвученные в середине марта. Автомобилестроение по-прежнему в кризисе, строительство растет, в основном, благодаря государственным капиталовложениям в инфраструктурные проекты. Правда, китайские источники сообщают о постепенном уменьшении складских запасов проката. Если погода не подведет, то в начале апреля, когда в Китае понизятся ставки НДС, металлопотребление может показать рост.

При этом следует отметить, что нынешнее «предгрозовое» состояние, когда хмурится, хмурится, но никак не громыхнет, может продлиться неопределенно долго. Все кризисы последних десятилетий начинались с какого-то события, которое играло роль запала, - дефолта, банкротства «системообразующего» банка, внезапного обвала на биржевом или валютном рынке. Сейчас контроль государств над «рыночной стихией» многократно возрос. Поэтому вероятность настоящего, никем специально не организованного случайного обвала выглядит незначительной.

В целом в западной и тесно связанной с ним китайской экономике постепенно развиваются ряд негативных процессов. Среди них можно назвать постоянный рост долговой пирамиды, все больший отрыв финансового рынка от реальной экономики, растущие объемы ничем не обеспеченной денежной эмиссии, которая пока что просто «сгорает» в финансовой системе, сужение платежеспособного спроса, исчерпание самых доступных ресурсов, безумную борьбу с глобальным потеплением, ухудшающийся демографический баланс...

Однако, как говорится, мельницы господни мелют медленно. Все вышеперечисленные проблемы никак не решаются, по многим из них решений вообще нет, а возможные выходы даже не обсуждаются. Но мировая экономика — гигантская структура с огромной инерцией. Чтобы она свалилась в кризис вопреки воле «управляющих», поддерживающих ее видимую стабильность, нужно, чтобы гниение где-то дошло до какой-то критической точки.

Китай, как и США, по-прежнему выглядят значительно лучше, чем Европа. Там, наконец, определились с «брекситом». Выход Великобритании из ЕС состоится, самое позднее, 22 мая, перед выборами в Европарламент, и это решение окончательное и обжалованию не подлежит. Конечно, в экономическом плане от него не поздоровится, прежде всего, самим британцам, но и прочий регион изрядно тряханет. Но больше всего страхов вызывает у европейцев совсем не нулевая вероятность получить от США защитные тарифы на автомобили и автокомпоненты по пресловутой 232-й статье. Решение о том, принимать ли эти меры или не принимать, американский президент Дональд Трамп должен принять до середины мая.

Наверное, поэтому несмотря на все старания и действующие импортные квоты европейские металлургические компании уже второй месяц подряд не могут добиться повышения цен на стальную продукцию и вряд ли смогут реализовать его в апреле. Во второй половине марта горячекатаный прокат на юге Европы даже немного подешевел. Впрочем, с другой стороны, в регион поступают рекордные объемы импортной продукции, прежде всего, из Турции, где производители стремятся компенсировать за счет внешних поставок слабость внутреннего спроса.

В самой Турции потребление проката в целом стабилизировалось, но на низком уровне. В частности, в строительной отрасли спад оценивается в 40-50% по сравнению с докризисными показателями. Цены на местном рынке пока относительно устойчивые, но это в немалой степени объяснялось муниципальными выборами, которые состоялись 31 марта. В последние недели перед ними правительство было весьма заинтересовано в поддержании стабильности. А президент Реджеп Эрдоган от имени крупнейшей национальной металлургической компании Erdemir пообещал дополнительный миллиард долларов инвестиций в создание новых производственных мощностей и рабочих мест.

Новые капиталовложения давно уже находятся в центре внимания и в России. В частности, Долгосрочную программу развития до 2025 г. утвердила у премьер-министра госкорпорация РЖД. В ее реализацию планируется вложить от 8,8 трлн. до 10 трлн. руб., из которых 4 трлн. составят привлеченные средства инвесторов. В итоге планируется весьма значительное расширение транспортной сети, особенно, в направлениях на Дальний Восток и к портам с целью дальнейшего развития российского экспортного потенциала. Предусмотрена в программе и прокладка, наконец, первой отечественной высокоскоростной магистрали. Хотя вокруг последней, как показывают события прошедшей недели, продолжается активная закулисная борьба.

Проект ВСМ, и в самом деле, противоречивый. С одной стороны, он просто дорогой — более 620 млрд. руб. только на первый пробный отрезок. И не факт, что он будет вообще востребованным. Это в Китае десятки миллионов людей работают на крупных предприятиях на востоке и северо-востоке страны фактически вахтовым методом, а на праздники и в отпуска ездят домой в центральные провинции. У нас внутренние миграционные потоки гораздо меньше, а рост деловых и туристических поездок можно стимулировать, развивая и кардинально удешевляя авиационное сообщение, как это, кстати, сделали в 80-е гг. в США. Кстати, это было бы большим подспорьем для отечественного авиастроения.

С другой стороны, высокоскоростные железнодорожные магистрали — это модно, это престижно. И это также может обеспечить рост для российской промышленности, если удастся создать всю технику и инфраструктуру для ВСМ собственными силами, с минимальной зависимостью от импорта. Наконец, строительство такой линии потребует значительных объемов стальной продукции и поможет загрузить металлургические и прокатные мощности. При этом, чтобы почувствовать реальный эффект от наличия высокоскоростного железнодорожного транспорта, такие магистрали надо строить по всей стране, от Севастополя и Адлера до Петербурга, а оттуда, как минимум, до Екатеринбурга и Челябинска либо даже до Тюмени или Сургута.

Министерство строительства и ЖКХ, со своей стороны, заявило, что разработает отдельную программу обновления коммунальных сетей с уровнем загрузки выше 60%. Это обещает значительное расширение спроса на стальные трубы. Правда, соответствующие региональные программы в рамках Федерального проекта «Чистая вода» должны быть разработаны только к середине текущего года.

Вообще, создается впечатление, что реальные сроки запуска национальных проектов все больше, как говорится, сдвигаются вправо. На то, что процесс идет слишком медленно, недавно посетовал, в частности, первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. По его словам, деньги в стране в кои-то веки есть, но региональные власти тормозят с заключением контрактов и кассовым исполнением проектов. Не получится ли опять, что непосредственные исполнители получат причитающиеся им деньги только в декабре?!

Премьер-министр, в свою очередь, попросил министров подготовить предложения изменений к законодательству, которые могли бы ускорить процесс выделения средств на бюджетные инвестиционные проекты. Впрочем, здесь надо, очевидно, обращать внимание и на то, чтобы деньги, во-первых, направлялись именно тому, кому надо, а, во-вторых, их расходование можно было проконтролировать. А то в последнее время как-то увеличилось количество новостей о выявленных злоупотреблениях и махинациях.

В принципе, начинать войну только после того как будет пришита последняя пуговица к мундиру последнего солдата можно только в фантазийной литературе. В обычной жизни чаще всего приходится действовать по принципу Наполеона Бонапарта: «Главное — ввязаться в драку, а там посмотрим». Поэтому вряд ли кого-то может серьезно удивить то, что в процессе запуска национальных проектов в России многие вещи придется делать на ходу. Однако это может привести к существенному снижению темпов роста.

С подобными проблемами, в частности, столкнулась российская строительная отрасль. Как, в частности, отмечалось на состоявшейся 28-29 марта конференции «Сортовой и фасонный прокат: новая конфигурация рынка», к переходу с долевого на проектное финансирование строительства жилья в прошлом году не готовыми оказались ни строители, ни банки. В результате стройка резко просела, а правительству в срочном порядке приходится создавать специализированный банк «Дом.РФ», через который, очевидно, и будет осуществляться управление строительной отраслью. В итоге в ней усилится влияние государства, произойдет концентрация, сама она станет более «регулярной», с гораздо меньшим количеством конфликтов, махинаций и серых схем. Но сколько лет пройдет, прежде чем установится и укрепится новый порядок?!

Однако в чем нельзя отказать нынешним российским властям, так это в настойчивости. Перемены, раз начавшись, будут идти несмотря на всю «вязкость» среды. И лучше не жаловаться на них, а постараться воспользоваться ими.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт» 


Адрес
620137, г. Екатеринбург, ул. Сулимова, дом 26, офис 10, 4 этаж

Наш склад: г. Екатеринбург, Новосвердловская ТЭЦ промзона, 2
Яндекс.Метрика